Япония: древние традиции и инновационные технологии » E-janaika.net

Японский кукольный театр Дзёрури

Появление кукольного театра в Японии связывают с охотниками – кугуцуси. Свое свободное время они посвящали тому, что делали кукол и экспромтом показывали кукольные представления. Это были очень простые спектакли. Представления проходили прямо на улице или же кукольники переходили от дома к дому.

Позже кукольные спектакли стали показывать представители буддийской секты дзёдо. Они использовали для кукольных сцен буддистские храмы. Многие странствующие актеры-монахи носили на шее шнурок, на котором была подвешена миниатюрная сцена, она называлась кубикакэ. На кубикакэ была изображена сцена, об истории какого-либо известного храма, или же об истории возникновения какого-либо буддийского божества.

Потом бродячие кукольные представления стали показывать в стиле буддийских рассказов, которые имели особое музыкальное сопровождение. Такой способ представлений повысил рост популярности этих спектаклей. Кукольные представления в древней Японии были известны как кугуцу. Они оказались пригодными не только для спектаклей на божественную тематику. Для развлечения своих покровителей этот вид искусства использовали куртизанки.

Кукольный театр Дзёрури, ЯпонияСэккё стали все больше и больше проникать в сферу народных увлечений в первые годы эпохи Токугава, потому что стали сопровождаться музыкой. Сначала представления стали сопровождать трущимися друг о друга бамбуковыми палочками, а позже для музыкального сопровождения стали использовать струнные инструменты. Кроме того, темы, которые носили раньше религиозный и исторический характер, стали более светскими. В них стала присутствовать любовная и чувственная окраска.

Когда такая форма представлений стала приходить в упадок, сэккё стали принимать другие формы. Так форма утадзаимон исполнялась под аккомпанемент сямисэна, а кадо-сэккё - под мелодию японской скрипки - кокё, или под звуки, которые издавали при трении друг о друга бамбуковые палочки. До искусства Дзерури японским кукольникам оставался один шаг.
Во второй четверти 16 века музыкальная пьеса дзёрури уже существовала. Она исполнялась в сопровождении сямисэна. Большое признание она получила в среде народа. В высших кругах исполнялось повествование «Хэйкэ», которое сопровождалось музыкой бива. Название жанра произошло от имени дочери состоятельного торговца из древнего текста «История Дзёрури». Основу повествования составляла любовная история молодых людей.
Как и во многих странах Востока, кукольное мастерство передавалось по наследству, от отца к сыну. Одним из популярных кукловодов того времени был Дзёкэй. Со временем он создал свой собственный кукольный театр в городе Эдо, который являлся в то время сёгунской столицей. В его театре вместо глиняных кукол появляются куклы деревянные. В театре появились богатые шелковые занавеси вместо бумажных занавесей. Кукольный театр снова стал расцветать.
Когда произошло падение замка Тоётоми в Осаке, много самураев оказалось без какого-либо занятия. Они потеряли своих хозяев и стали заниматься грабежами. Чтобы занять самураев хоть чем-нибудь, им поручили охрану башни Осакского замка. Такая служба оказалась для самураев очень скучной и чтобы развлечься и заработать больше денег, они нашли для себя более веселое занятие. Самураи стали развлекать прохожих кукольными представлениями. Таким образом, японский кукольный театр Дзёрури стал повышать свою популярность.

Япония на фото Новости Нюансы Японии Контакты Карта сайта Web-design